понедельник, 25 июля 2016 г.

Размышления о книге Ильи Львовича Толстого "Мои воспоминания"

Читаю книгу "Мои воспоминания" Ильи Толстого - сына Льва Николаевича. Углубилась в историю семьи Толстых. Как странно, книга в моей библиотеке с 1987 года, года, когда я еще была студенткой универсистета, а я её в руки не брала... Да, видимо, пришло время посмотреть вглубь жизни, законов, взаимодействий. Ведь через 2 недели мне будет 50 лет.... И перекликается много чего... Толстой накануне такой же своей даты задавал себе подобные моим вопросы: Что дальше? И что это всё? Хотя прожил после этого своего сильнейшего перелома еще 30 лет. И удивительно, что большим влиянием на него оказал Будда, его учение... И уйти из семьи он хотел, как это сделала Будда. Илья пишет, что если бы он это сделала, то стал на самом деле святым... Но он остался в семье.

Почему так тянет к этому чтению, к переосмыслению своей жизни? Думаю, это те противоречия, которые тяготят и меня. Вот пишу эти строки в домике на опушке леса в горах Кусы. Почему я здесь в эти летние дни? Да, потому что будто часть моей души рядом с природой, в простой жизни, в наслаждении этой простотой, в этих простых деревенских делах. Эта часть души досталась мне от папы, который родился в деревне и прожил жизнь в городе  в тяге к этой самой деревне, в душевной тяге... А с другой стороны моей души - это мама, с ее культурой, развитием души и разума, обучения, с литературой и театром, красивыми платьями, вкусной едой и жизнью интеллигенции, созидающей знание, а не реальные предметы материальной жизни.
А может и хорошо, что я осознаю это и могу жить в этих двух эпостасиях...
Да, есть где-то в глубине души тоска по этой особенной помещечье жизни... Может, из какого-то далекого родства (моя пробабушка Варвара была замужем за русским офицером Филиппом Истоминым) и какие-то впечатления жизни передаются в генах? Жаль, что ничего не сохранилось из их жизни в Гродно, в Мосвке в начале 20 века перед революцией...

Да, о книге. Как прекрасны и впечатлительны воспоминания Ильи Львовича о жизни в Ясной Поляне!!! Весь образ жизни! Как жаль, что в моей жизни были только небольшие фрагменты такой жизни, наполненной обучением, изучением истории, проникновение в жизнь каждого ребенка в семье, радость от общения с природой, общение с большим количеством образованных людей России, увлечение самыми разными делами и искусствами - катанием на коньках, изучение нескольких языков (французский, немецкий, английский латынь, греческий и т.п.)   , изучение истории, рукоделие, охота, лошади! Жизнь разнообразная и наполненная! Семейная жизнь!  10 детей было в семье Толстых, не считая ещё пятерых, проживших несколько лет. Конечно, впечатляет образ Софьи Андреевны, жены писателя! Рядом с гением писателя - гений любимой женщины, жены, матери, хозяйки огромного дома, а впоследствии и нескольких домов. Читая, соединяю воедино всю картину жизни этой семьи - прихожу в восхищение от человеческого подвига /не хотелось бы так говорить, но иного слова не нахожу/. Сразу после этой книги возьмусь за воспоминания Софьи Андреевны.

Вот так неожиданно книга, "упавшая с полки" / так я говорю о книгах, совершенно случайно попавших в руки/, подтолкнула меня к размышлениям о многих-многих вопросах, волнующих меня накануне дня рождения....

Комментариев нет:

Отправить комментарий